Одним из самых важных узлов в автомобиле является тормозная система. От её исправности зависит не только ваша безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. Одной из ключевых процедур при обслуживании тормозов является прокачка системы. В этой статье мы разберёмся, зачем нужна прокачка тормозов, когда она необходима и как сделать это своими руками, чтобы сэкономить на услугах сервиса.
Зачем нужна прокачка тормозов?
Тормозная система работает за счёт давления тормозной жидкости, которая передаёт усилие от педали к суппортам. Однако со временем в систему может попасть **воздух** — он снижает эффективность работы системы и делает педаль тормоза мягкой или «ватной». Причины, по которым в систему попадает воздух:
- Замена тормозных колодок или дисков;
- Утечка тормозной жидкости;
- Замена тормозной жидкости;
- Ремонт суппортов или главного тормозного цилиндра;
- Долгий простой автомобиля.
Именно поэтому после таких работ обязательно нужно **удалить воздух из тормозной системы** — то есть **прокачать тормоза**.
Как понять, что пора прокачивать тормоза?
Обратите внимание на следующие признаки:
- Педаль тормоза стала мягкой или проваливается до пола;
- После нажатия тормоз "не держит" как раньше;
- Слышны шипение или бульканье при нажатии на педаль;
- Вы недавно меняли жидкость или ремонтировали тормозную систему.
Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов — пора приступать к прокачке.
Что понадобится для самостоятельной прокачки?
Перед началом подготовьте всё необходимое:
- Новая тормозная жидкость (соответствующая спецификации вашего авто);
- Прозрачная трубка (подходит подходящего диаметра);
- Пустая ёмкость для слива старой жидкости;
- Ключ для штуцера прокачки (чаще всего 8 или 10 мм);
- Отвёртка или плоскогубцы (при необходимости);
- Тряпка и перчатки для защиты;
- Помощник (желательно).
Порядок прокачки тормозов
Обычно прокачку выполняют в порядке удаления от главного тормозного цилиндра:
- Правое заднее колесо;
- Левое заднее;
- Правое переднее;
- Левое переднее.
Этот порядок может отличаться у некоторых моделей авто, поэтому лучше свериться с инструкцией производителя.
Пошаговая инструкция
- 1. Подготовьте автомобиль: поставьте машину на ручник, вывесите одно колесо (работаем по одному колесу), откройте крышку бачка с тормозной жидкостью.
- 2. Наденьте трубку на штуцер прокачки: конец трубки опустите в ёмкость или просто поднимайте выше уровня бачка, чтобы жидкость не затекала обратно.
- 3. Попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза: после нескольких нажатий он должен удерживать педаль в нажатом состоянии.
- 4. Ослабьте штуцер прокачки: воздух вместе с жидкостью выйдет через трубку. Затяните штуцер, только когда помощник ещё держит педаль нажатой.
- 5. Повторяйте процедуру: пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, а педаль не станет жёсткой.
- 6. Следите за уровнем жидкости: не допускайте, чтобы бачок опустел — это может заново завоздушить систему.
- 7. Перейдите к следующему колесу: повторите те же действия.
Важные советы
- Не используйте старую тормозную жидкость — она гигроскопична и впитывает влагу;
- Никогда не оставляйте бачок открытым надолго;
- Работайте аккуратно — тормозная жидкость едкая и может повредить лакокрасочное покрытие;
- Если нет помощника, можно использовать самодельный "прокачник" — например, бутылку с трубкой;
- После прокачки проверьте уровень жидкости и протрите все загрязнённые места.
Можно ли прокачать тормоза без помощника?
Да, можно. Есть несколько способов:
- Метод с бутылкой: наденьте трубку на штуцер, второй конец опустите в бутылку с частично налитой тормозной жидкостью. При нажатии на педаль воздух и жидкость будут выдавливаться, а обратно ничего не попадёт.
- С использованием насоса для прокачки: есть специальные ручные или электрические устройства, которые позволяют прокачать систему в одиночку.
- Метод с фиксацией педали: можно заклинить педаль в нажатом положении деревянным бруском или другим упором, но этот способ требует осторожности.
Сколько времени занимает прокачка?
Всё зависит от опыта и состояния системы. В среднем на весь процесс уходит около **1–2 часов**. Если воздуха много, или система сильно загрязнена — может потребоваться больше времени.
Как часто нужно прокачивать тормоза?
Прокачка обычно требуется:
- После замены тормозной жидкости (раз в 2 года или согласно регламенту);
- После ремонта тормозной системы;
- Если педаль стала мягкой;
- Если вы доливали жидкость, и есть подозрение на попадание воздуха.