Прокачка тормозов: зачем нужна и как выполнить самостоятельно

Прокачка тормозов: зачем нужна и как выполнить самостоятельно

Одним из самых важных узлов в автомобиле является тормозная система. От её исправности зависит не только ваша безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. Одной из ключевых процедур при обслуживании тормозов является прокачка системы. В этой статье мы разберёмся, зачем нужна прокачка тормозов, когда она необходима и как сделать это своими руками, чтобы сэкономить на услугах сервиса.

Зачем нужна прокачка тормозов?

Тормозная система работает за счёт давления тормозной жидкости, которая передаёт усилие от педали к суппортам. Однако со временем в систему может попасть **воздух** — он снижает эффективность работы системы и делает педаль тормоза мягкой или «ватной». Причины, по которым в систему попадает воздух:

  • Замена тормозных колодок или дисков;
  • Утечка тормозной жидкости;
  • Замена тормозной жидкости;
  • Ремонт суппортов или главного тормозного цилиндра;
  • Долгий простой автомобиля.

Именно поэтому после таких работ обязательно нужно **удалить воздух из тормозной системы** — то есть **прокачать тормоза**.

Как понять, что пора прокачивать тормоза?

Обратите внимание на следующие признаки:

  • Педаль тормоза стала мягкой или проваливается до пола;
  • После нажатия тормоз "не держит" как раньше;
  • Слышны шипение или бульканье при нажатии на педаль;
  • Вы недавно меняли жидкость или ремонтировали тормозную систему.

Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов — пора приступать к прокачке.

Что понадобится для самостоятельной прокачки?

Перед началом подготовьте всё необходимое:

  • Новая тормозная жидкость (соответствующая спецификации вашего авто);
  • Прозрачная трубка (подходит подходящего диаметра);
  • Пустая ёмкость для слива старой жидкости;
  • Ключ для штуцера прокачки (чаще всего 8 или 10 мм);
  • Отвёртка или плоскогубцы (при необходимости);
  • Тряпка и перчатки для защиты;
  • Помощник (желательно).

Порядок прокачки тормозов

Обычно прокачку выполняют в порядке удаления от главного тормозного цилиндра:

  1. Правое заднее колесо;
  2. Левое заднее;
  3. Правое переднее;
  4. Левое переднее.

Этот порядок может отличаться у некоторых моделей авто, поэтому лучше свериться с инструкцией производителя.

Пошаговая инструкция

  • 1. Подготовьте автомобиль: поставьте машину на ручник, вывесите одно колесо (работаем по одному колесу), откройте крышку бачка с тормозной жидкостью.
  • 2. Наденьте трубку на штуцер прокачки: конец трубки опустите в ёмкость или просто поднимайте выше уровня бачка, чтобы жидкость не затекала обратно.
  • 3. Попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза: после нескольких нажатий он должен удерживать педаль в нажатом состоянии.
  • 4. Ослабьте штуцер прокачки: воздух вместе с жидкостью выйдет через трубку. Затяните штуцер, только когда помощник ещё держит педаль нажатой.
  • 5. Повторяйте процедуру: пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, а педаль не станет жёсткой.
  • 6. Следите за уровнем жидкости: не допускайте, чтобы бачок опустел — это может заново завоздушить систему.
  • 7. Перейдите к следующему колесу: повторите те же действия.

Важные советы

  • Не используйте старую тормозную жидкость — она гигроскопична и впитывает влагу;
  • Никогда не оставляйте бачок открытым надолго;
  • Работайте аккуратно — тормозная жидкость едкая и может повредить лакокрасочное покрытие;
  • Если нет помощника, можно использовать самодельный "прокачник" — например, бутылку с трубкой;
  • После прокачки проверьте уровень жидкости и протрите все загрязнённые места.

Можно ли прокачать тормоза без помощника?

Да, можно. Есть несколько способов:

  • Метод с бутылкой: наденьте трубку на штуцер, второй конец опустите в бутылку с частично налитой тормозной жидкостью. При нажатии на педаль воздух и жидкость будут выдавливаться, а обратно ничего не попадёт.
  • С использованием насоса для прокачки: есть специальные ручные или электрические устройства, которые позволяют прокачать систему в одиночку.
  • Метод с фиксацией педали: можно заклинить педаль в нажатом положении деревянным бруском или другим упором, но этот способ требует осторожности.

Сколько времени занимает прокачка?

Всё зависит от опыта и состояния системы. В среднем на весь процесс уходит около **1–2 часов**. Если воздуха много, или система сильно загрязнена — может потребоваться больше времени.

Как часто нужно прокачивать тормоза?

Прокачка обычно требуется:

  • После замены тормозной жидкости (раз в 2 года или согласно регламенту);
  • После ремонта тормозной системы;
  • Если педаль стала мягкой;
  • Если вы доливали жидкость, и есть подозрение на попадание воздуха.
Copyright © 2025 DriverPath. All Rights Reserved.