Предохранители — это маленькие, но очень важные элементы электрической системы автомобиля. Их задача — защищать цепи от короткого замыкания и перегрузки. Когда ток превышает допустимое значение, предохранитель «перегорает», разрывая цепь и предотвращая повреждение более серьёзных компонентов.
Почему они могут выйти из строя?
Предохранители ломаются по разным причинам:
- Короткое замыкание. Самая частая причина — где-то в цепи произошёл контакт между проводами с разным напряжением.
- Перегрузка. Если к одному контуру подключено слишком много потребителей — предохранитель может не выдержать.
- Старость. Со временем контакты окисляются, а сам предохранитель становится менее устойчивым к нагрузкам.
- Неисправные устройства. Например, сломанный вентилятор или магнитола могут стать причиной выхода из строя предохранителя.
Как понять, что проблема в предохранителе?
Если вдруг перестал работать один из электроприборов — фары, обогрев стекла, стеклоподъёмники, магнитола — стоит проверить предохранители. Обычно признаки такие:
- Один конкретный узел перестал работать.
- Несколько устройств, подключённых к одной цепи, отказались работать одновременно.
- В салоне пахнет горелым (признак перегрева).
Где находится блок предохранителей?
Обычно в автомобиле есть **два блока предохранителей**:
- Под капотом — здесь находятся предохранители для систем двигателя, вентилятора, генератора и других мощных потребителей.
- В салоне (под рулём или рядом с бардачком) — здесь собраны предохранители для света, стеклоподъёмников, магнитолы, зажигалки и прочих элементов.
Точный вид и расположение зависит от марки и модели авто. Информацию можно найти в инструкции к автомобилю.
Какие бывают типы предохранителей?
Сегодня в автомобилях чаще всего используются:
- Лезвийные (мини, средние, maxi) — самые распространённые, имеют цветную крышку и номинал в амперах.
- Стеклянные (цилиндрические) — старый тип, встречается в машинах выпуска до 2000 года.
- Высоковольтные предохранители — для мощных цепей, часто в виде больших чёрных блоков.
Цвет и цифра на корпусе указывают силу тока, которую может выдержать предохранитель.
Как проверить предохранитель?
Это можно сделать несколькими способами:
- Визуальный осмотр. У большинства лезвийных предохранителей есть прозрачное окошко. Если внутри перегорела металлическая перемычка — значит, он вышел из строя.
- Мультиметром. Поставьте режим прозвонки или измерения сопротивления. Если показывает бесконечность — предохранитель перегорел.
- Тестером-пробником. Продаётся в любом автомагазине. С его помощью можно быстро проверить наличие напряжения на выводах.
Как поменять предохранитель?
Процедура простая и займёт буквально несколько минут:
- Откройте блок предохранителей. Найдите нужный по схеме, которая обычно нарисована на обратной стороне крышки.
- Извлеките неисправный предохранитель. Для этого используйте специальные щипцы или аккуратно потяните руками.
- Установите новый. Он должен быть точно такого же номинала — ни в коем случае не ставьте более мощный!
- Проверьте работу устройства. Если всё заработало — отлично! Если снова перегорело — нужно искать причину короткого замыкания.
Что нельзя делать при замене?
- Не ставьте "жучки". Это опасно и может привести к возгоранию проводки.
- Не меняйте предохранитель на более мощный. Он не будет выполнять свою защитную функцию.
- Не игнорируйте повторяющиеся перегорания. Значит, где-то в цепи есть серьёзная неисправность.
Как найти нужный предохранитель?
На крышке блока всегда есть схема с обозначением каждого предохранителя. Там указано, за какой узел он отвечает и какой у него номинал. Также эту информацию можно найти в руководстве к автомобилю или просто набрать в интернете: «блок предохранителей + модель авто».
Что делать, если предохранитель перегорает снова?
Если вы поменяли предохранитель, а он снова выходит из строя — значит, в цепи есть:
- Короткое замыкание. Где-то провода задевают массу или между собой.
- Неисправный потребитель. Например, моторчик печки или лампочка.
- Проблема с проводкой. Оплавление изоляции, плохой контакт или повреждённый жгут.
В этом случае лучше обратиться к автоэлектрику.
Какие предохранители стоит держать про запас?
Хорошо иметь в машине несколько запасных предохранителей разных номиналов:
- 5 А
- 10 А
- 15 А
- 20 А
А также мини-щипцы для их извлечения.